Начну, пожалуй, с того, что опишу, какое право я имею давать советы, ведь я не профессиональный преподаватель английского языка или лингвист. Во-первых, я шесть лет активно и временами пассивно изучала язык и набила за это время огромное количество шишек. Очень хотелось бы, чтобы другим после прочтения этой статьи удалось избежать хотя бы половины из них. Во-вторых, в прошлом году я получила международный сертификат, подтверждающий мои знания английского языка. Сертификат называется CAE (Certificate of Advanced English). Вкратце, для тех, кто не знает, опишу, что это за сертификат.

«CAE is an exam for advanced users of English. This exam is aimed at people who can use written and spoken English for most professional and social purposes. It is widely recognised for work or study purposes»

То есть, я получила сертификат, который подтверждает, что у меня продвинутый уровень владения английским языком. Помимо этого, этот экзамен позволяет мне подавать документы в любой западный ВУЗ, где обучение проходит на английском языке, и я могу устраиваться на любую работу, где основным офисным языком является английский. Иными словами, я говорю на английском лучше, чем бОльшая часть десятилетиями изучающих английский язык людей в России и имею полное право делиться своим опытом с только что начавшими свой пусть к вершине – свободному общению.

Данную статью меня попросили написать в редакции сайта www.activeenglish.ru, с целью поделиться «живым» опытом овладения иностранным языком в России с точки зрения обывателя, а не профессионального преподавателя английского языка.

Стоит начать с того, что английский язык я изучала долго (6 лет), и за это время испробовала на себе лично если не все методики и школы, то, по крайней мере, точно бОльшую их половину. В связи с чем, в данной статье я буду писать далеко не о том, что многие хотели бы тут прочитать, а именно, «я нашла отличную школу и выучила язык за полгода. Рекомендую, она называется…» — простите, это бред сивой кобылы!  Английский язык мне давался с большим трудом, но несмотря на это я его осилила, и более того, получила международный диплом, подтверждающий мои знания. Всем, кто будет писать комментарии к этой статье, я хотела бы сказать заранее: вначале, как минимум получите сертификат «продвинутого» знания английского языка (CAE), обучаясь именно по методике, которую вы рекомендуете,  а потом давайте советы.

 

Итак, почему я так критически настроена по отношению к «преподающим английский язык»?! Ответ на этот вопрос очень прост: я намучилась с ними так, что, боюсь, словами все описать не получится. Сейчас, когда я слышу от очередного «преподающего» репетитора, или школы или фирмы очередной бред про форсированное овладение английским языком без зубрежки и труда, мне хочется, как минимум надавать оплеух говорящему, а как максимум засудить их на пару миллионов долларов за то, что они делают!

Я начала «изучать» английский язык в школе. Как положено всем советским детям, с 5го класса до 10ый мы «учили» английский. Я намеренно беру  слова «учили» и «изучали» в кавычки, потому что, если быть честным в первую очередь перед самим собой, то, практически, НИКТО из нас НЕ учил английский язык в школе по массе причин. Начнем с того, что в советской школе просто не было методических материалов, которые были бы наценены на то, что после окончания курса обучения школьник мог бы говорить на английском языке, и заканчивая тем, что школьные преподаватели, не по их вине, но сами не имели достаточного опыта в применении английского языка в жизни – выезжать-то никто никуда не мог – железные занавес.

Сразу же скажу, что я сейчас живу не в России, и мои дети ходят уже в нормальные западные школы, при этом моя сестра живет в российской провинции, в миллионном городе, и ее дети посещают тамошние учебные заведения. Я часто приезжаю к ней и общаюсь с ее детьми. К сожалению, ситуация  со школьными учителями, по моему личному мнению, в России сейчас стала еще хуже, чем была даже при СССР. Опять же оговорюсь, почему ситуация стала хуже – в школу стали идти те, кто не смог больше нигде устроиться из-за скудности своих знаний или же того, что квалификация преподавателя иностранного языка была уже давно утеряна. Иностранный язык требует ежедневной практики и как можно большего общения с носителями языка. В связи с чем, у меня возникает вопрос, где в Воронеже, Пензе, Томске, Липецке и любом другом провинциальном городе учителю английского языка взять носителей языка? Как изыскать средства на поездку в англоязычную страну, если средняя зарплата преподавателя английского языка в провинции 5000 рублей?! (Для справки – поездка в Лондон на месяц будет стоить 5000, но не рублей, а фунтов стерлингов, что составляет 50 УЧИТЕЛЬСКИХ ЗАРПЛАТ, то есть если работать только на поездку для повышения квалификации, то цель будет достигнута где-то через 6 лет, если при этом не есть и не пить). Получается, что для большей части школьных преподавателей – железный занавес никуда не делся! Позволить себе поездку в Англию для повышения квалификации могут единицы «избранных». К счастью, за годы изучения английского языка мне встречались квалифицированные школьные преподаватели, но это было скорее исключение, чем правило. Вывод: изучение английского языка ребенком в школе практически невозможно. Нужны репетиторы.

 

Теперь перейдем к репетиторам, которые тоже сейчас «получат по заслугам»! Пока я изучала английский язык, мне встречалось всего два вида репетиторов: первый вид — репетиторы английского языка, которые просто делятся своими знаниями английского языка, а там ты сам решай, нужно оно тебе или нет. Нужно – учи, не нужно – твое дело, и второй вид – просто те, кто берет деньги за общение, порой даже не на английском. Я не буду описывать, что вот одни помогали, как могли, а другие просто брали деньги и уходили – нет! Все они посвоему, как не странно, правы! Английский язык, мои дорогие, нужен вам, а не преподавателям-репетиторам, они-то его знают и, если что, в любой момент могут уехать в англоязычную страну или же найти работу с английским языком в какой-нибудь коммерческой фирме. Английский нужен ВАМ – и это вы, кто может «остаться с носом», то есть без английского. Я скажу вам то, что никто не хочет слышать по своей же глупости! Английский язык нужно учить ВАМ, а не преподавателю. Задача преподавателя просто рассказать Вам материал и затем отработать его. Все, мои дорогие, дальше вы с английским будете один на один. Хотите — повторяете и запоминаете, хотите — забываете и продолжаете вечно изучать.

Школы английского языка и курсы английского языка – это совершенно коммерциализированные предприятия, которые заинтересованы не в том, чтобы следить за вашими успехами, а в том, чтобы получить прибыль. Это нормально! Никто их не обвиняет. Они выполняют свои обязательства – предоставляют более-менее хорошего преподавателя. Но, опять же, есть масса хороших школ и курсов, при этом принцип остается тем же: с английским языком вы один на один.  Учите – будет уверенный результат, не учите – просто выбрасываете деньги на ветер и впустую тратите драгоценное время.

Резюмируя первую часть моей статьи, могу сказать, что результат, который вы получите после окончания того или иного курса английского языка зависит на 100% от вас и только вас, а не от какого-то репетитора или школы. Никто из преподавателей не сможет «прикрепить» вам свою голову. Учиться всегда трудно. Ленивые не выучат язык до продвинутого уровня никогда!

 

Что же делать? Как найти в себе силы и возможности изучать английский язык?

Основываясь на своем опыте, я с уверенностью могу сказать, что из тех шести лет, что я изучала язык, примерно года три, а может даже и чуть больше, я просто набивала шишки, а не изучала язык. Когда мне надоело «учить» язык, я поняла, что или я его осилю или не стоило мне и начинать все это дело. К тому моменту в изучение языка были вложены немалые деньги и временные ресурсы. После первых трех лет «изучения» английского языка я не смогла перейти даже уровень «preintermediate», так как мое обучение напоминало стрельбу дробью по воробьям. Я то начинала изучать язык, то бросала, делала какие-то невероятно длинные перерывы, меняла учителей как перчатки, думая, что вот-вот найду именного того, кто меня НАУЧИТ говорить на языке, искала «чудо методики» и совершала еще кучу иррациональных поступков. Сейчас, вспоминая все это, хочется сказать только одно: Боже, всю эту энергию да в «мирное» русло – давно бы выучила все и заговорила бы как на родном. Нет, мне нужно было все испробовать перед тем, как понять: «никакие волшебные диски, чудо преподаватели, авторские школы – не работают»! Никто из них не сможет научить вас! Все, чем они могут вам помочь – это создать все условия для овладения английским языком (то есть, по большей части, самостоятельного изучения).

Запомните: с английским языком вы один на один! И больше ваши проблемы никому не нужны. Никто их не будет решать за вас ни за какие деньги, так как «приставить» вам чужую голову невозможно!

Что я сделала, чтобы выучить язык до разговорного уровня?

Один из репетиторов имел план, по которому мы занимались, и где он делал пометки о том, как я усвоила ту или иную тему. Однажды я попросила его отсканировать мне этот листок. Я пришла с ним домой, выгнала всех их комнаты и просто решила ПОДУМАТЬ (как оказалось, думаем мы крайне редко, ведь размышления на тему того, что купить в магазине, ну никак нельзя назвать серьезным мыслительным процессом). Итак, я решила подумать и проанализировать, что идет не так в моей жизни, и что я делаю не так, что вот уже третий год не могу выучить язык, на котором без преувеличения научились говорить миллиарды людей. Неужели я самая тупая в мире и не могу осилить даже английский?! Я открыла этот план обучения, учебник грамматики, по которому мы учились и начала делать упражнения, точнее даже начала переделывать упражнения, которые мы уже проходили с репетитором английского языка. Оказалось, что я могу сделать правильно только 35% из пройденного материала – печальный вывод. Снова менять репетитора? А может в этот раз как раз обвинить не репетитора в том, что не смог научить, а саму себя? Ведь, за три года занятий я ни разу должным образом не выполняла домашних заданий, ни разу ничего не пыталась проанализировать в английском языке сама, ни разу не приложила усилий, чтобы самостоятельно заговорить! Я ждала, что все это сделают за меня репетиторы и именно поэтому со всеми ними мы регулярно прощались. Никто не смог «приставить» мне свою голову.

Началась депрессия. Я пришла на очередной урок к тому же репетитору и без претензий рассказала, что у меня ничего не получается, потому что виновата во всем только я сама. У нас получился очень доверительный разговор. Репетитор предложил в таком случае повторить полностью курс английского языка с уровня Beginner, потому что, если я что-то упускала ранее, то упускать это еще раз смысла не было. Замечу, что это была, наверное, одна из самых лучших идей, с которыми я сталкивалась, пока изучала язык.

 

Конечно, проходя все по новой, как ни странно, я обнаруживала без преувеличения пласты языка, которые ранее просто выпали из моей общей схемы английского. Я даже понятия не имела, что существует та или иная тема. При этом, у меня за плечами был не один год изучения языка впустую, поэтому я решила, или я еще год учу английский, и выхожу на уровень upperintermediate, ни пропуская ни одного занятия ни в снег, ни в дождь, или же я бросаю все это дело раз и навсегда.

Я занималась три раза в неделю с репетитором и каждый день по два часа минимум занималась сама! Конечно, начальные уровни Beginner и Elementary в этот раз мы прошли очень быстро, буквально за три месяца. Хотя, даже на этих уровнях я находила массу новой для себя информации, несмотря на то, что до этого я уже три-четыре раза «училась» на этих же уровнях. Уровень Preintermediate давался труднее, так как в нем оказалось море новой информации и слов. Боролась я с ним, прося все больше и больше упражнений на самостоятельную отработку материала дома. Я поняла, что «понять» как работает правило – это совершенно не одно и то же, что «научиться его применять» на практике. Чтобы заговорить на иностранном языке, нужно решить массу «задачек», используя совершенно типичные «формулы».

Через год я дошла до уровня Upperintermediate. Дошла, но не вышла на него. Зато, я научилась правильно говорить и научилась учиться! Что оказалось самым главным. Еще год я потратила на Upperintermediate и Advanced, занимаясь уже с носителем языка в том же режиме, что и раньше. Затем у меня была какое-то количество времени практика в Великобритании. Я ездила к подруге в гости на месяц. Здесь я хотела бы обратить ваше внимание на то, что к тому моменту мой английский уже был лучше, чем даже у нее, той, которая жила в англоязычной стране несколько лет!

Затем я начала готовиться с преподавателем к международному экзамену, а точнее знакомиться с форматом этого экзамена. Чуть больше полугода заняла подготовка к CAE.

Сейчас я уехала из России  и живу в США, работаю в обычном офисе и на равных разговариваю со всеми своими коллегами. Хотя, иногда, конечно же, встречаются выражения, которых я не знала. Когда мне говорят, что-то чего я не понимаю, я прошу записать для меня эту фразу, а потом просто запоминаю ее, тем самым продолжая пополнять свой словарный запас.

Говорить на английском языке проще, когда знаешь правила, по которым работает язык. Не зная правил и не имея самостоятельно отработанных схем, вы не научитесь говорить на языке никогда!

Желаю удачи всем, кто только начинает свой путь к уровню Advanced. Выражаю огромную благодарность всем работавшим со мной учителям за их ангельское терпение и труд. Английский язык нужно изучать в первую очередь самому, а не ждать пока «дядя» или «тетя» научат вас говорить на нем. До пенсии не дождетесь!

Автор статьи: Мария, 35 лет, Нью-Йорк

Перепечатка, рерайтинг и т.д. возможны только с письменного разрешения автора и указания активной гиперссылки на сайт www.activeenglish.ru. Спасибо за соблюдение российского и международного авторского права. 

Как выучить английский языкadminИнформационные статьиНачну, пожалуй, с того, что опишу, какое право я имею давать советы, ведь я не профессиональный преподаватель английского языка или лингвист. Во-первых, я шесть лет активно и временами пассивно изучала язык и набила за это время огромное количество шишек. Очень хотелось бы, чтобы другим после прочтения этой статьи удалось...ActivEEnglish.ru - Бесплатные онлайн материалы