Относительные придаточные предложения – это такие придаточные в составе сложного предложения, которые определяют предмет или ситуацию по аналогии с русским определительным оборотом «который…». В английском языке эти конструкции делятся на две группы:
- определительные относительные придаточные (Identifying Relative Clauses) и
- неопределительные относительные придаточные (Non-Identifying Relative Clauses).
Первая группа относительных придаточных предложений определяет по смыслу предмет, о котором идет речь в главном предложении и обозначает единственные сведения, которые известны о данном предмете (или человеке). В отличие от русского языка перед такими придаточными запятая не ставится.
Вторая группа относительных придаточных предложений лишь сообщает дополнительную информацию о предмете, который в предложении уже был охарактеризован каким-либо образом. Перед такими придаточными ставится запятая.
Определительные придаточные предложения соединяются грамматически и по смыслу с главным предложением при помощи союзов. Однако в английском языке строение предложения и использование тех или иных союзов зависит от многих грамматических и смысловых составляющих. Поэтому мы составили таблицу, в которой попытались предоставить описание наиболее распространенных речевых случаев использования союзов для ввода определительных относительных придаточных и привести конкретные примеры этого.
союзы, используемые при вводе определенных относительных придаточных | примеры |
Who/that для одушевленных предметов |
The girl who has started an English course is from Austria. – Девушка, которая начала заниматься на курсах английского языка, родом из Австрии. |
Если в предложении присутствует дополнение, можно использовать whom (форму объектного падежа) | The children with whom I was sitting at the train were very noisy. – Дети, с которыми я сидел в поезде, вели себя очень шумно. |
Which/that для неодушевленных предметов |
The suit which she bought for me is very beautiful. – Костюм, который она купил для меня, очень красивый (в данном случае для того, чтобы объяснить собеседнику, о каком именно костюме идет речь, мы опираемся именно на то, что это – именно тот костюм, который был куплен для меня, т.е. эта информация важна для предложения). |
Если указательное или вопросительное местоимение (“that”, “who” или “which”) является в предложении дополнением, его можно опустить. | “The corporation that he works for is based in the USA.” (“That” стоит в объектном падеже)
= “The corporation he works for is based in the USA.” (“That” можно опустить). В обоих случаях предложение переводится как «Корпорация, в которой он работает, расположена в США». |
Также употребляются whose (чей?), where (где? Куда?), when (когда?) и why (почему?) | Can you tell me where I can buy some fresh juices? – Вы не подскажете, где я могу купить свежие соки? |
When и why можно заменить на that или опустить. | Is there another time (when/that) I can visit you? – Я могу прийти к Вам в другое время (если перевести дословно, «есть ли другое время, когда я могу Вас посетить?»)? |
Что же касается неопределенных относительных придаточных, то они вводятся в предложение при помощи who, whom и which. Их нельзя ни заменить на that, ни опустить. Например:
- We will never forget our honeymoon, when we were so happy. – Мы никогда не забудем наш медовый месяц, когда мы были так счастливы.
- Her previous manager, whose know-all manner she had never liked, retired six months ago. – Ее бывший начальник, чьи замашки всезнайки ей никогда не нравились, ушел на пенсию полгода назад.
Смысл предложения меняется в зависимости от того, какое придаточное Вы употребите в его составе. Это зависит и от правильной постановки запятых при придаточных: если запятую поставить при использовании определенного относительного придаточного предложения (чего делать нельзя), то общий смысл высказывания может быть искажен, хотя все слова использованы и расставлены в предложении верно.
Информация, приведенная выше, является примерной, и ее нельзя считать окончательной и завершенной. Современный английский язык, как и всякий другой, богат различными типами речевых ситуаций, в которых используются относительные придаточные предложения, и каждый из них описать невозможно. Однако, как то следует из представленных примеров, такие конструкции знакомы каждому из нас: в русском языке они не менее широко распространены. Правда, с разницей как в пунктуации (в нашем языке главная и придаточная части сложных предложений всегда разделяются знаками препинания), так и в употреблении различных форм глагольных сказуемых, которые, действительно, отличаются от тех, к которым мы привыкли: это касается, прежде всего, различных форм времени. Все эти грамматические особенности английских сложных предложений можно понять и научиться правильно использоваться, лишь на собственном опыте соприкасаясь с английской речью (а не просто запомнив то или иное правило). Именно речевая практика является наиболее эффективным средством развития языковых навыков и умений.
Дополнительное упражнение по теме № 1 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | ___ will happen totally depends on me. | ||
a. Which | b. That | c. What | |
2. | Do you know the man ___ is the owner of the book shop around the corner? | ||
a. who | b. which | c. what | |
3. | ___ cars are better, German ones or Japanese ones? | ||
a. That | b. Which | c. Who | |
4. | He came with a friend ___ waited outside in the car. | ||
a. who | b. which | c. what | |
5. | ___ hobbies have you got? | ||
a. That | b. Who | c. What | |
6. | That’s the building ___ I told you about. | ||
a. which | b. who | c. what | |
7. | The bag __ contained the money was yellow. | ||
a. who | b. which | b. what | |
8. | They blamed me for everything ___ went wrong | ||
a. what | b. who | c. that | |
9. | __ house is it, No. 3 or No. 4? | ||
a. Which | b. That | c. Who | |
10. | ___ is your opinion on this? | ||
a. Who | b. What | c. That | |
11. | He works for a firm ___ produces computer software. | ||
a. who | b. what | c. that | |
12. | ___ is your friend’s name? | ||
a. That | b. What | c. Who | |
13. | The man ___ drove the car was nervous. | ||
a. who | b. what | c. which | |
14. | ___ football team do you support? | ||
a. Who | b. That | c. What | |
15. | ___ of these horses have ever won the race? | ||
a. That | b. Which | c. Who | |
16. | I love the dress ___ you bought last week. | ||
a. who | b. what | c. that | |
17. | ___ time is it when you leave school? | ||
a. That | b. What | c. Which | |
18. | That’s a song ___ reminds me of my youth. | ||
a. which | b. who | c. what | |
19. | Paul, _____ I think is very intelligent, won a lot of money in a quiz show. | ||
a. which | b. who | c. what | |
20. | The car ___ he escaped in was orange. | ||
a. which | b. what | c. who |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | I wonder ___ bag it is. | ||
a. who | b. whom | c. whose | |
2. | She showed me the place ___ we first met. | ||
a. where | b. why | c. when | |
3. | A woman ___ daughter was crying tried to calm her. | ||
a. who | b. whose | c. whom | |
4. | I don’t understand ___ you want to go there. | ||
a. when | b. why | c. where | |
5. | Spring is the season of the year ___ plants begin to grow. | ||
a. why | b. where | c. when | |
6. | The men, two of ___ were drunk, walked very slowly. | ||
a. who | b. whom | c. whose | |
7. | Is there a store around here ___ I can get some stamps? | ||
a. where | b. why | c. when | |
8. | The woman ___ gave him the money was young. | ||
a. whom | b. who | c. whose | |
9. | A library is a building ___ you can borrow books. | ||
a. where | b. why | c. when | |
10. | Sam, _____ daughter studies Medicine, works in the hospital. | ||
a. who | b. whom | c. whose | |
11. | That day ___ you saw me I was feeling sick. | ||
a. when | b. why | c. where | |
12. | The man ___ robbed the bank had two pistols. | ||
a. whose | b. who | c. whom | |
13. | That is the house ___ we used to live. | ||
a. where | b. when | c. why | |
14. | ___ address is this ? | ||
a. Who | b. Whom | c. Whose | |
15. | The school ___ I study English is not far from your house. | ||
a. when | b. where | c. why | |
16. | I don’t know ___ he invited. | ||
a. whom | b. who | c. whose | |
17. | This is the reason ___ I never call her. | ||
a. when | b. where | c. why | |
18. | They hired the man ___ we interviewed last week. | ||
a. whom | b. whose | c. who | |
19. | Why don’t you tell me the day___ you want to arrive? | ||
a. why | b. when | c. where | |
20. | This is the station ___ Emily met James. | ||
a. where | b. why | c. when |
Тесты и упражнения
Pre-intermediate
Упражнения на придаточные предложения
Упражнения на придаточные предложения