Грамматика

Относительные придаточные предложения (Relative Clauses)

Относительные придаточные предложения – это такие придаточные в составе сложного предложения, которые определяют предмет или ситуацию по аналогии с русским определительным оборотом «который…». В английском языке эти конструкции делятся на две группы:

  • определительные относительные придаточные (Identifying Relative Clauses) и
  • неопределительные относительные придаточные (Non-Identifying Relative Clauses).

Первая группа относительных придаточных предложений определяет по смыслу предмет, о котором идет речь в главном предложении и обозначает единственные сведения, которые известны о данном предмете (или человеке). В отличие от русского языка перед такими придаточными запятая не ставится.

Вторая группа относительных придаточных предложений лишь сообщает дополнительную информацию о предмете, который в предложении уже был охарактеризован каким-либо образом. Перед такими придаточными ставится запятая.

Определительные придаточные предложения соединяются грамматически и по смыслу с главным предложением при помощи союзов. Однако в английском языке строение предложения и использование тех или иных союзов зависит от многих грамматических и смысловых составляющих. Поэтому мы составили таблицу, в которой попытались предоставить описание наиболее распространенных речевых случаев использования союзов для ввода определительных относительных придаточных и привести конкретные примеры этого.

союзы, используемые при вводе определенных относительных придаточных примеры
 

 

 

Who/that для одушевленных предметов

The girl who has started an English course is from Austria. – Девушка, которая начала заниматься на курсах английского языка, родом из Австрии.
Если в предложении присутствует дополнение, можно использовать whom (форму объектного падежа) The children with whom I was sitting at the train were very noisy. – Дети, с которыми я сидел в поезде, вели себя очень шумно.
 

 

 

Which/that для неодушевленных предметов

The suit which she bought for me is very beautiful. – Костюм, который она купил для меня, очень красивый (в данном случае для того, чтобы объяснить собеседнику, о каком именно костюме идет речь, мы опираемся именно на то, что это – именно тот костюм, который был куплен для меня, т.е. эта информация важна для предложения).
Если указательное или вопросительное местоимение (“that”, “who” или “which”) является в предложении дополнением, его можно опустить. “The corporation that he works for is based in the USA.” (“That” стоит в объектном падеже)

= “The corporation he works for is based in the USA.” (“That” можно опустить). В обоих случаях предложение переводится как «Корпорация, в которой он работает, расположена в США».

Также употребляются whose (чей?), where (где? Куда?), when (когда?) и why (почему?) Can you tell me where I can buy some fresh juices? – Вы не подскажете, где я могу купить свежие соки?
When и why можно заменить на that или опустить. Is there another time (when/that) I can visit you? – Я могу прийти к Вам в другое время (если перевести дословно, «есть ли другое время, когда я могу Вас посетить?»)?

Что же касается неопределенных относительных придаточных, то они вводятся в предложение при помощи who, whom и which. Их нельзя ни заменить на that, ни опустить. Например:

  • We will never forget our honeymoon, when we were so happy. – Мы никогда не забудем наш медовый месяц, когда мы были так счастливы.
  • Her previous manager, whose know-all manner she had never liked, retired six months ago. – Ее бывший начальник, чьи замашки всезнайки ей никогда не нравились, ушел на пенсию полгода назад.

Смысл предложения меняется в зависимости от того, какое придаточное Вы употребите в его составе. Это зависит и от правильной постановки запятых при придаточных: если запятую поставить при использовании определенного относительного придаточного предложения (чего делать нельзя), то общий смысл высказывания может быть искажен, хотя все слова использованы и расставлены в предложении верно.

Информация, приведенная выше, является примерной, и ее нельзя считать окончательной и завершенной. Современный английский язык, как и всякий другой, богат различными типами речевых ситуаций, в которых используются относительные придаточные предложения, и каждый из них описать невозможно. Однако, как то следует из представленных примеров, такие конструкции знакомы каждому из нас: в русском языке они не менее широко распространены. Правда, с разницей как в пунктуации (в нашем языке главная и придаточная части сложных предложений всегда разделяются знаками препинания), так и в употреблении различных форм глагольных сказуемых, которые, действительно, отличаются от тех, к которым мы привыкли: это касается, прежде всего, различных форм времени. Все эти грамматические особенности английских сложных предложений можно понять и научиться правильно использоваться, лишь на собственном опыте соприкасаясь с английской речью (а не просто запомнив то или иное правило). Именно речевая практика является наиболее эффективным средством развития языковых навыков и умений.

 

 

Дополнительное упражнение по теме № 1
Choose the correct answer:
1. ___ will happen totally depends on me.
  a. Which b. That c. What
2. Do you know the man ___ is the owner of the book shop around the corner?
  a. who b. which c. what
3. ___ cars are better, German ones or Japanese ones?
  a. That b. Which c. Who
4. He came with a friend ___ waited outside in the car.
  a. who b. which c. what
5. ___ hobbies have you got?
  a. That b. Who c. What
6. That’s the building ___ I told you about.
  a. which b. who c. what
7. The bag __ contained the money was yellow.
  a. who b. which b. what
8. They blamed me for everything ___ went wrong
  a. what b. who c. that
9. __ house is it, No. 3 or No. 4?
  a. Which b. That c. Who
10. ___ is your opinion on this?
  a. Who b. What c. That
11. He works for a firm ___ produces computer software.
  a. who b. what c. that
12. ___ is your friend’s name?
  a. That b. What c. Who
13. The man ___ drove the car was nervous.
  a. who b. what c. which
14. ___ football team do you support?
  a. Who b. That c. What
15. ___ of these horses have ever won the race?
  a. That b. Which c. Who
16. I love the dress ___ you bought last week.
  a. who b. what c. that
17. ___ time is it when you leave school?
  a. That b. What c. Which
18. That’s a song ___ reminds me of my youth.
  a. which b. who c. what
19. Paul, _____ I think is very intelligent, won a lot of money in a quiz show.
  a. which b. who c. what
20. The car ___ he escaped in was orange.
  a. which b. what c. who

 

 

Дополнительное упражнение по теме № 2
Choose the correct answer:
1. I wonder ___ bag it is.
  a. who b. whom c. whose
2. She showed me the place ___ we first met.
  a. where b. why c. when
3. A woman ___ daughter was crying tried to calm her.
  a. who b. whose c. whom
4. I don’t understand ___ you want to go there.
  a. when b. why c. where
5. Spring is the season of the year ___ plants begin to grow.
  a. why b. where c. when
6. The men, two of ___ were drunk, walked very slowly.
  a. who b. whom c. whose
7. Is there a store around here ___ I can get some stamps?
  a. where b. why c. when
8. The woman ___ gave him the money was young.
  a. whom b. who c. whose
9. A library is a building ___ you can borrow books.
  a. where b. why c. when
10. Sam, _____ daughter studies Medicine, works in the hospital.
  a. who b. whom c. whose
11. That day ___ you saw me I was feeling sick.
  a. when b. why c. where
12. The man ___ robbed the bank had two pistols.
  a. whose b. who c. whom
13. That is the house ___ we used to live.
  a. where b. when c. why
14. ___ address is this ?
  a. Who b. Whom c. Whose
15. The school ___ I study English is not far from your house.
  a. when b. where c. why
16. I don’t know ___ he invited.
  a. whom b. who c. whose
17. This is the reason ___ I never call her.
  a. when b. where c. why
18. They hired the man ___ we interviewed last week.
  a. whom b. whose c. who
19. Why don’t you tell me the day___ you want to arrive?
  a. why b. when c. where
20. This is the station ___ Emily met James.
  a. where b. why c. when

Тесты и упражнения

Pre-intermediate

Упражнения на придаточные предложения
Упражнения на придаточные предложения