Статьи

Евгений Стеганцов: «Большая часть онлайн-курсов написана проходимцами!»

Как появляются чудо-методы «Английский – без зубрежки и усилий за 3 месяца»

Занимаясь проблемами образования не одно десятилетие, могу с полной уверенностью сказать, что сложившаяся сейчас в Рунете ситуация не уникальна и распространена не только на территории постсоветского пространства.

 

В чем, собственно, проблема?

Как грибы после дождя открываются все новые и новые онлайн-школы, которые обещают научить английскому языку по уникальной авторской ускоренной программе и совершенно без усилий.

Однако старожилы знают, что ничего нового не происходит и на просторах нашей необъятной родины «чудо-методики» появляются одна за другой прямо с начала 90-х годов.

За 30 лет было перепробовано множество технологий – от записей на кассетах с патентованными волшебными сигналами до обучения языку под гипнозом.

Казалось бы, все уже давно и предельно ясно: если бы хоть одна из этих «чудо-методик» действительно работала, то за эти десятилетия английским языком в нашей стране овладели бы совершенно все.

Однако процент людей, владеющих иностранным языком, долгие годы остается неизменным, то есть до сих пор на иностранном языке свободно говорят всего 3-5% населения нашей страны.

 

Предложения сыплются из каждого «утюга»

Несмотря на это, значительно изменился лишь один фактор – доступность распространения информации. Интернет позволил абсолютно любому человеку быстро распространять свои идеи, взгляды и предложения среди миллионных аудиторий.

В результате на уловки жуликов начали попадать все больше и больше молодых людей, которые хотят всего и сразу, а главное не имеют должного опыта, чтобы отличить профессиональные курсы, которые проводятся онлайн, от мошенников, которые обещают заведомо несбыточное.

 

Разбор полета

Разобраться в сложившейся ситуации человеку без опыта может быть затруднительно, а вот человек с профессиональным педагогическим образованием и опытом отличит прохвостов с первого взгляда.

В данной статье я приведу только самые основные и распространенные случаи «заманивания на живца». Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях.

 

Недогуру

В современном языке человек, занимающийся распространением каких-либо онлайн-курсов, но не являющийся специалистом в вопросе, которому он, собственно, собирается обучать, называется «продюсер».

Продюсер – это человек, который ищет и находит человека с профильным образованием для написания материалов, которые продюсер потом продает либо под своим именем, либо под именем эксперта. Так у продюсера рождается собственная онлайн-школа.

Эксперт – это человек, который получил профильное образование и который физически создает онлайн-курс.

 

Гуру

К категории экспертов могут относиться действительно профессиональные преподаватели, имеющие лингвистическое образование и многолетний опыт работы.

Однако им нужно платить соответствующую заработную плату, которую не может себе позволить 99,9% продюсеров, так как создание всего одного качественного онлайн-курса может обойтись продюсеру в несколько миллионов рублей.

Следовательно, привлекаются те, кому не нужно много платить: студенты, полулингвисты (люди, которые не смогли окончить вуз), специалисты, никогда не работавшие по профессии, и т. д.

 

Авторские методики

В результате составленные материалы в лучшем случае являются просто некачественно переписанными школьными учебниками по английскому языку, в худшем – это неструктурированный набор копипейста, сворованного с бесплатных сайтов, которые находятся в открытом доступе и зачастую изначально содержат огромное количество ошибок.

 

Кот в мешке

Общий уровень образования в нашей стране достаточно высокий, так что отличить плохой продукт/методику может практически любой человек, поэтому нечестные продюсеры в этом случае всегда будут продавать «кота в мешке».

Иными словами, будет очень много хвалебных историй про новую онлайн-методику обучения английскому языку, но никогда не будет открытого контента, чтобы пользователь до покупки смог понять, подходит ему этот курс или нет, считает он этот курс достойным оплаты или нет.

Хотя, скорее всего, будет гарантия, что деньги вернут, если не окажется результата. Правда, практика показывает, что вернуть свои кровные будет практически невозможно.

 

Видеоблогеры

Отдельная каста в онлайн-обучении буквально чему угодно – видеоблогеры на Youtube.

Зачастую это те, кто когда-то сам учил язык, возможно, даже сдавал какой-то языковой экзамен, но не имеет никакого лингвистического и педагогического образования. И, что самое печальное, имеет крайне посредственный уровень владения английским языком.

Сама собой напрашивается параллель: «При получении водительского удостоверения я прошел медкомиссию, которая признала меня здоровым. Следовательно, теперь я могу лечить вас…»

В результате видео таких блогеров содержат колоссальное количество грамматических ошибок и дезинформации. Однако это не мешает их заработку на рекламе.

 

Онлайн-школы

Одной из услуг онлайн-школ английского языка является предоставление индивидуальных или даже групповых онлайн-уроков с преподавателями по скайпу.

Продюсеры находят такой вариант ведения бизнеса чрезвычайно выгодным. Средняя стоимость 45-минутного урока составляет 850 рублей. Из них преподавателю выплачивается всего 170 — 250 рублей. Без шуток! 170 — 250 рублей! Итого, скажем, 600 рублей «чистой прибыли». 50 преподавателей, например, работают по 6 часов в день, в результате маржа выходит примерно 1 250 000 рублей в месяц.

Проводя вот такие простые калькуляции, огромное количество горе-предпринимателей рвется создать свою собственную онлайн-школу и обучать чему угодно, как угодно, лишь бы обучать и получать несметные богатства, при этом ничего не делая, кроме лежания на пляже экзотического острова.

 

Помощники

Там, где есть спрос, всегда будет предложение! Это закон рынка. Следовательно, найдутся десятки, сотни или даже тысячи желающих помочь вам открыть свою онлайн-школу. У всех из них как на подбор будут схожи сайты и даже страницы их сайтов. Все они будут заявлять, что являются владельцами «успешных» онлайн-школ, которые приносят им миллионы рублей в месяц. Правда, никаких ссылок на эти «популярные» онлайн-школы вы не найдете.

Однако за помощь в создании онлайн-школы и «пошагового плана продвижения бизнеса» будущему владельцу придется выложить кругленькую сумму – в среднем от 350 000 рублей до 6 000 000 рублей.

Ради интереса я, конечно, посетил вебинар, организаторы которого обещали научить своих слушателей, как открыть собственную онлайн-школу. Продолжительность вебинара по промыванию мозгов составила более пяти часов.

Несмотря на столь долгую продолжительность, все сводится к простому набору тезисов:

  1. Не умеете ничего делать сами – ищите того, кто умеет, и продюсируйте его знания и умения.

  2. У вас нет еще курса – все равно начинайте продавать. Ваши пользователи переведут деньги и подождут.

  3. Организуйте автоматическую воронку продаж, то есть завалите тех, кто купился на ваши обещания, спамом. Глядишь, кто-то попадется.

 

Таким образом, в результате мы имеем то, что имеем: большая часть онлайн-курсов написана проходимцами, которые не имеют никакого отношения к образованию, но хотят очень много денег.

 

Сможет ли это разрушить доверие к получению образования онлайн?

Я так не думаю. Уже сейчас можно заметить, что даже самые консервативные профессионалы начинают обучать онлайн. Просто потому, что это удобно и экономит очень много времени, которое раньше впустую затрачивалось на дорогу. Более того, со временем, полагаю, рынок образовательных услуг через Интернет примет жизнеспособную форму и качество онлайн-образования увеличится многократно.

 

 В заключение

Не забывайте, что в любом профессиональном сообществе происходит общение между специалистами, то есть теми, кто действительно занимается своим делом и преподает, основываясь на научном подходе. В связи с чем профессионал всегда дорожит своей репутацией перед коллегами и никогда не будет опускаться до лженауки и обмана.

Следовательно, чтобы добиться своей цели и выучить английский язык, выбирайте в помощники профессионалов, а не пустые обещания!