Статьи

Педагогическая мысль России XVIII века

Восемнадцатый век знаменует новый период в жизни России: идеи и реформы, начатые императором Петром Первым, получили свое воплощение. Это касается практически всех сторон жизни российского общества: и политического устройства,  и светских, и даже религиозных традиций и устоев, которые стали более либеральными. Основной идеей всех этих тенденций следует считать обращение к ценностям европейской цивилизации и осознание Российской Империи ее частью. Хотя эти идеи вызывали далеко не однозначное отношение в простом обществе, все последующие императоры, начиная с Петра Первого, вплоть до первой четверти девятнадцатого века, последовательно воплощали эти идеи в жизнь. Подобные изменения не обошли стороной и сферу образования, которое до Петровских реформ было представлено, главным образом, религиозным образованием. Светских же учебных заведений было немного, а те, которые образовывались, создавались чаще всего при монастырях, являвшимися не только религиозными, но и просветительскими центрами (например, одним из старейших высших учебных заведений Российской Империи была Киево-Могилянская Академия, основанная Петром Могилой в тридцатых годах XVII века при Киево-Печерской Лавре), а обучение и воспитание носило в большей степени семейный характер, который многие историки педагогики называют семейным образованием. Это было особенно характерно для простого народа, крестьянства, купечества и иных слоев населения, которые не принадлежали к дворянскому сословию.

Что же касалось аристократии и знати, то обучение и воспитание детей в этих сословиях поручалось сторонним воспитателям, учителям и гувернантам, которые были, как правило, иностранцами (из Франции, Голландии, Германии и других европейских государств). Следует отметить, что, хотя индивидуальное образование и воспитание и считалось привилегией дворянского сословия, оно было непрофессиональным: ведь в то время в России отсутствовали какие-либо университеты, готовившие профессиональных педагогов.

Смелость, выносливость, ловкость и сила – вот те качества, которые воспитывались в представителях подрастающей знати. Следовательно, немалое место в домашнем воспитании мальчиков принадлежало тем занятиям, которые развивали подобные качества: закаливание, занятия гимнастикой, подвижные игры. К девочкам предъявлялись иные, но не менее строгие требование: целью обучения девочки в дворянском обществе было воспитание светской дамы, которая своим поведением и эрудицией удовлетворяла бы традициям и устоем аристократического сословия этого периода истории. Например, немало внимания уделялось танцам, музицированию, рисованию, посещению театров, изучению зарубежной литературы.

При этом необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, эти учителя, воспитатели и гувернанты действительно занимались с детьми музыкой, изучением иностранных языков, учили их основам военного искусства, верховой езде, правилам этикета и другим предметам, с другой – говорить о том, что такие знания были прочными и систематизированными, нельзя, поскольку обучение осуществлялось без учета на существующие методические принципы, знания закономерностей развития человеческой личности, без использования специальной учебной и методической литературы. Так, например, в процессе изучения иностранных языков (главным образом, французского) наибольшее внимание уделялось формированию навыков чтения, письменной речи и перевода, на грамматику как средство овладения логическим мышлением, а обучение устной речи практически не осуществлялось (вплоть до середины XVIII века). Очевидно, что в таком случае нельзя считать овладение изучаемым языком полноценным. Преподавание математики на начальном этапе также сводилось лишь к изучению простейших арифметических действий, а обучение другим предметам, которые могли бы повысить эрудицию мальчика или девочки, помочь адаптироваться к взрослой жизни, содействовать их нравственному самораскрытию, и вовсе не осуществлялось. Вслед за Е.А. Обуховой считаем, что по этим причинам домашнее образование детей из дворянского сословия в XVIII веке являлось не только непрофессиональным, но и поверхностным.

Говоря о воспитании детей старшего воспитания, отметим, что там большое внимание отводилось изучению дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов, что во многом способствовало развитию умственного мышления, а учитель принимал на себя роль некоего арбитра, который направлял их мысли, становясь в полном смысле слова наставником. Большое место занимали беседы с педагогом, в которых он направлял мысли детей, а при преподавании гуманитарных предметов широко практиковалось совместное прочтение текстов с их последующим обсуждением.

Впоследствии роль домашнего педагога или гувернанта сводилась к подготовке к сдаче экзаменов гимназического цикла: тогдашним министром образования Российской Империи был издан циркуляр, согласно которому каждый человек из дворянского сословия, получавший образование дома, должен был успешно сдать экзамены гимназического цикла, без чего такое образование не имело никакой юридической силы. Это действительно следует считать положительным моментом, поскольку означало постепенный переход к профессиональной педагогике и содействовало систематизации полученных знаний и повышению их качества: ведь многие молодые люди, являвшиеся выходцами из дворянского сословия, впоследствии поступали на обучение в западноевропейские университеты (например, Магдебургский, Гейдельбергский, Сорбонну). Хотя, в  то же время, необходимо отметить, что обучение в этих и других европейских университетах являлось во многом схоластическим, т.е. предполагало изучение каких-либо теорий, лишенных своего практического воплощения. Однако при этом нельзя отрицать и того, что в России в то время, как уже было сказано выше, не существовало сложившейся системы университетского образования.

И лишь в 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова в Москве был открыт первый университет, который и по сей день является одним из главных вузов страны. Именно М.В. Ломоносов положил начало становлению и развитию университетского образования в России. Здесь необходимо отметить, что изначально сам М.В. Ломоносов вкладывал в понятие «университет» его классическое значение: это слово произошло от латинского слова universum, что означало «универсальный», «многогранный», «целостный». Т.е., по замыслу ученого, университет должен был предоставить возможность получения комплексного образования на основе гуманистических идей и передовых теорий и научных концепций своего времени.

Отметим, что инициатива М.В. Ломоносова была воспринята в обществе неоднозначно. Так, например, ему приходилось долго добиваться от правительства и императора разрешения на создание первого университета. В то же время сам Ломоносов вошел в историю не только как выдающийся ученый-химик, сформулировавший периодическую систему химических элементов, но и как филолог, поэт и мыслитель. Он глубоко понимал всю несостоятельность  существовавшей системы образования и пытался восполнить эту нишу. Однако качество образования на первых этапах существования этого вуза оставалось крайне низким, и причиной этому являлось, опять-таки, отсутствие квалифицированных педагогических кадров. Так, например, отсутствовала система предметных циклов, формы отчетности, не учитывалась возможность практического применения получаемых знаний. Содержание образования сводилось к прослушиванию лекций, которые тоже во многом оставались схоластическими. А в 70-х гг. семнадцатого века в годы правления Екатерины Второй качество обучения оказалось столь низким, что сами студенты подготовили письмо в Сенат, в котором пожаловались на это. Лекции читались, как правило, случайными профессорами, многие из которых на поверку оказывались самозванцами и не имели необходимых для преподавания знаний. И, конечно же, одной из характерных особенностей существования университета была его недоступность для представителей простого народа, не принадлежавших к привилегированным сословиям.

Однако впоследствии, ближе к концу XVIII века система образовательных учреждений стала развиваться, появились первые профессиональные учебные заведения, готовившие офицеров армии, оружейников и архитекторов. К их числу следует отнести Пушкарскую школу, возникшую в это время. Этому в немалой степени способствовали старания Императрицы Екатерины Второй, которая и сама считалась одним из самых образованных монархов Европы, вела переписку с французскими философами-энциклопедистами, среди которых – Монтескье, Вольтер, Руссо, обладала обширными для своего времени познаниями и заботилась о том, чтобы Российская Империя заняла действительно достойное место среди других народов Европы.

Что же касается обучения детей из простых семей, то к концу столетия стали появляться церковно-приходские школы, дававшие начальное обучение письму, арифметике, чтению и Закону Божьему: эти школы возникали при церкви, каждая из которых была закреплена за каким-либо конкретным приходом (отсюда и название), состав которого формировался по территориальному признаку. Однако качество обучения в них также было очень далеким от идеала. Так, например, лишь в 1989 году строй преподавания стал приближаться к классно-урочной системе, предполагавшей обучение какому-либо одному предмету в течение одного урока, а в практику педагогов вошел такой важный элемент многих уроков, как домашнее задание, что давало возможность более глубокого закрепления получаемых знаний. До этого же времени один учитель мог заниматься разными предметами с каждым по отдельности учеником в классе 9или с несколькими из них), что не давало каких-либо ощутимых результатов.

Следовательно, приходится осознавать, что образование в полном понимании этого слова было доступно, прежде всего, представителям аристократии, и лишь следующее, девятнадцатое столетие дало начало  развитию сети учебных заведений для представителей разных сословий.

Однако, невзирая на этот факт, нельзя отрицать и того, что домашнее обучение детей даже из дворянских семей было во многом авторитарным: так, в частности, им постоянно внушалось, что непослушание родителям, наставникам и Церкви является грехом перед Богом, и от них требовалось беспрекословно подчиняться всем требованиям педагога. Весь день был расписан по часам: ранний подъем в 6-7 часов, после чего начинались учебные занятия, а также существовала система телесных наказаний (которые применялись даже для детей представителей аристократического сословия: одним из тезисов воспитания был принцип «Кто жалеет розгу – тот не любит своего ребенка»). И, хотя в настоящее время этот метод воспитания был признан не только несостоятельным, но и жестоким, необходимо отметить, что он был во многом одной из основ педагогики.

Все изложенное в нашей работе свидетельствует о том, что, хотя в контексте описываемого исторического периода и нельзя было говорить о полноценном развитии системы отечественного образования, преобразования, привнесенные Петром Первым, во многом положили началом к этому, и за основу принималась Европейская модель общественного развития.