Грамматика

Придаточные предложения цели (Clauses of Purpose)

Придаточные предложения цели – это такой вид придаточных предложений в составе сложного, в котором указывается цель совершения действия, выраженного в сказуемом главного предложения. К придаточным данного вида всегда можно задать от главного предложения вопросы: «зачем?», «с какой целью?» или «почему?».

Придаточные предложения цели, как и придаточные других видов, соединяются с главным предложением при помощи служебных частей речи: частиц, союзов или союзных слов.

При этом самым распространенным видом придаточных предложений цели являются придаточные, включающие неопределенную форму глагола с частицей to.

  • Например: A professor went to the office to print out her research report. – Профессор направился в офис, чтобы распечатать отчет о произведенных им исследованиях.

В официально-деловом стиле письменной речи и при деловом общении используются союзы in order to и so as to в том же значении (в значениях «с целью..», «с целью не…», «чтобы…»).

  • Например: The company made a serious survey in order not to (so as not) to lose profit. – Компания провела серьезное исследование, чтобы не потерять прибыль.

Также для ввода придаточного предложения цели в официально-деловом стиле письменной речи можно использовать союзы so that или in order that: как правило, в таких предложениях за союзом следует модальный глагол. Если в предложении стоит can или will, то действие происходит в настоящем, если же could или would – в прошлом.

  • Например: The doctor is examining the patient so that (in order that) he can find out what are his problems. – Врач проводит осмотр пациента, чтобы понять, каковы его проблемы.

Разница между so и so that заключается в том, что в случае с so that мы подразумеваем, что действие, описанное в главном предложении, было произведено намеренно с целью достижения определенного результата.

Описанными выше способы образования и ввода придаточных целей не исчерпываются: существует ряд других способов для выражения цели совершения действия в виде придаточного предложения. Чтобы показать наиболее распространенные из них, мы составили специальную таблицу, в которой описали принципы образования придаточных цели и привели соответствующие примеры предложений с переводом на русский язык.

способы образования придаточных предложений цели примеры
In case + придаточное с глаголом в настоящем времени – если действие происходит в настоящем или произойдет в будущем. I will take some books with me in case they get bored. – Я возьму с собой несколько книг, на случай если им станет скучно.
In case + придаточное с глаголом в прошедшем времени – если описываемое в главном предложении действие произошло в прошлом.

Примечание: после союза in case нельзя ставить will или would.

Father took an umbrella in case it rained. – Папа взял с собой зонт, на случай если бы пошел дождь.
For + существительное – при описании цели, для достижения которой совершается действие. I went to the doctor for a regular check-up. – Я пошел к врачу на регулярный осмотр (для того, чтобы доктор произвел осмотр).
For + герундий – чтобы описать то, для чего предмет предназначен или как он функционирует. Workers use this tool for digging. – Рабочие используют этот инструмент, чтобы копать землю.
To (= so as to, in order to) + глагол в начальной форме – «чтобы»

Примечание: в отрицательных предложениях мы используем in order NOT to, so as NOT to. Использование только not to считается грамматической ошибкой.

What do I need to know to be a good doctor? – Что мне необходимо знать, чтобы стать хорошим врачом?

He looked the words up in the dictionary so as not to bother his mother with his questions. – Он посмотрел слова в словаре, чтобы не надоедать маме со своими вопросами.

So that (= in order that) + придаточное с глаголом в настоящем или прошедшем времени – «чтобы» He lifted his daughter up, so that she could see what was happening. – Он поднял дочку вверх, чтобы они смогла увидеть, что происходит.

 

Следовательно, английские придаточные предложения цели, как и в русском языке, могут быть выражены по-разному: грамматические и лексические средства их выражения зависят от общего смысла высказывания и его стилистической направленности. Однако все описанные способы объединяет то, что перед придаточными предложениями цели всегда ставятся служебные слова, которые служат связующим звеном между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения.

 

 

Дополнительное упражнение по теме № 1
Choose the correct answer:
1. Dan studies hard ___ pass his exams.
  a. so that b. to
2. ___ to live a long and healthy life you shouldn’t smoke, drink alcohol and use drugs.
  a. In case b. In order
3. They went to the cinema ___ enjoy the film together.
  a. to b. so that
4. We bought some English books ___ we could improve our reading.
  a. so that b. in case
5. She sent a letter ___ get her problems heard.
  a. in order to b. for
6. A broom is used ___ sweeping floors.
  a. in case b. for
7. I’m saving some money ___ I can buy a present for Jessica.
  a. so that b. for
8. He phoned beforehand ___ not to wait in vain.
  a. in order b. to
9. A spade is used ___ digging holes.
  a. to b. for
10. I always take a bottle of water ___ the children are thirsty.
  a. in case b. to
11. He’s taken a credit card ___ he runs out of cash.
  a. for b. in case
12. I put on my jacket ___ I wasn’t cold.
  a. so that b. to
13. I studied all the textbook ___ fail my exam.
  a. so as not to b. in case
14. She made a mark in her calendar ___ she wouldn’t forget the date.
  a. so that b. to
15. I cleaned the dress ___ get it ready for the party.
  a. in case b. to
16. A copybook is used __ write home tasks.
  a. to b. for
17. He bought a ring for her ___ make her happy.
  a. so as to b. for
18. Let’s take our umbrellas ___ it rains after dinner.
  a. in case b. to
19. Father went out quietly___ wake up the kid.
  a. to b. so as not to
20. They rescheduled the meeting ___we could leave early.
  a. so that b. for

 

 

Дополнительное упражнение по теме № 2
Choose the correct answer:
1. Kate is studying hard ___ to enter the university.
  a. in order b. in case
2. He started to count sheep ___ sit with opened eyes all night long.
  a. so as not to b. to
3. She went to the hairdresser ___ get her hair cut.
  a. to b. for
4. I buy some bread ___ feeding birds.
  a. to b. for
5. Mother added cold water to cups ___ children could drink their tea.
  a. so that b. in order to
6. I bought a pack of milk ___ you wanted to make some ice cream.
  a. in order b. in case
7. Take on your sport shoes ___ we can go for a walk.
  a. so that b. for
8. Do you use these things ___ making noise?
  a. to b. for
9. I took a duster ___ clean the furniture.
  a. to b. for
10. My son phoned me ___ tell the news.
  a. so as to b. in case
11. Please write my number down ___ you forget it.
  a. in order to b. in case
12. I switched on lights ___ read a book.
  a. to b. for
13. He stepped on a ladder ___ he could take the chandelier.
  a. so that b. for
14. Jerry has turned on the dishwasher ___ wash the dishes.
  a. in order to b. in case
15. I bought some medicine ___ children are ill.
  a. in order to b. in case
16. She laid on the ground ___ she could smell the flowers.
  a. so that b. for
17. He repaired the old computer ___ sell it.
  a. so as to b. in case
18. ___ you come late get ready for work immediately.
  a. In order b. In case
19. Sport activities are held __ make us fit.
  a. for b. to
20. It’s only ___ getting pleasure. You don’t have to try hard.
  a. for b. to

 

Pre-intermediate

Упражнения на придаточные предложения
Упражнения на придаточные предложения