Неопределенные местоимения – это такие слова, которые указывают на неопределенное количество или качество, а также на неопределенные лица или предметы. Следовательно, они могут заменять как имена прилагательные (обозначая признак предметов), так и существительные (в случае обозначения самих предметов).
По аналогии с русским языком, это – такие слова, как «кто-нибудь», «кто-то», «какой-либо», «когда-то» и т.п. В нашем языке эти слова, как правило, пишутся через дефис. В английском языке они пишутся слитно, но иногда образуются от двух основ, например: “anything” – от слова “any” и слова “thing”. Итак, что же это за местоимения? В принципе, в начальной (первообразной) форме существуют лишь два неопределенных местоимения:
- some – «какой-то», «какой-нибудь», «какой-либо»;
- any – это местоимение также переводится как «какой-то», «какой-нибудь», «какой-либо», «любой».
А остальные местоимения являются производными и образуются, как уже было отмечено, путем слияния основ. К ним относятся:
- somebody (someone) – кто-то
- something – что-то
- anybody (anyone) – кто-нибудь, кто-либо, кто-то
- anything – что-нибудь, что-либо, что-то
- one – любой.
Казалось бы, по своему лексическому значению эти слова довольно схожи (а некоторые и вовсе идентичны). Однако синонимами они не являются: существуют строгие критерии употребления каждого из них. Например, в одних случаях употребляется местоимение some и его производные, а в других – any и его словоформы.
Эти принципы касаются типа предложения по цели высказывания (повествовательное или вопросительное) и того, какое оно: положительное или отрицательное (т.е. то, где сказуемое находится в отрицательной форме с частицей «не»).
Так, местоимение some и его производные употребляются в утвердительных предложениях, а также в специальных вопросах и общих вопросах, выражающих просьбу или предложение.
А местоимение any и его производные употребляются в отрицательных предложениях и общих вопросах. В утвердительных предложениях any и его производные употребляются в значении «любой».
Также отметим, что местоимения, производные от some и any всегда употребляются в качестве местоимений-существительных и к ним применимы те же правила употребления в разных типах предложений, что и для some и any. В именительном падеже они употребляются в функции подлежащего или дополнения. В функции подлежащего они сочетаются с глаголом-сказуемым в единственном числе.
Местоимения, образованные с помощью –one и –body, употребляются только в отношении людей и могут иметь форму притяжательного падежа, выступая в функции определения: someone’s, somebody’s, anyone’s, anybody’s.
Местоимения, образованные с помощью –thing, употребляются только в отношении неодушевленных предметов и понятий.
Что же касается местоимения one, то оно очень напоминает большинству из Вас известное числительное “one”, которое означает «один». Однако в данном случае его значение другое: местоимение one имеет два основных значения:
- неопределенно-личное и
- слова-заместителя.
Оно употребляется в роли имени существительного. В именительном падеже one выступает в функции подлежащего или дополнения, а в притяжательном падеже – one’s – в функции определения. Имеет форму множественного числа – ones. На русский язык обычно не переводится. При этом местоимение one часто используется для того, чтобы избежать повторения в предложении одного и того же существительного (тавтологии). Например: “I have no pen, but Mary has one” – «У меня нет ручки, но у Мэри она (ручка) есть». Очевидно, что в таком довольно коротком по размеру предложении нежелательно два раза употреблять одно и то же слово. И местоимение one здесь заменяет его, становясь дополнением.
Мы составили таблицу, в которую поместили наиболее распространенные примеры употребления неопределенных местоимений в английской речи. Мы надеемся, что это поможет Вам лучше понять, как именно эта часть речи используется в языке.
Местоимение | Примеры |
Some | I have got some questions to you. – У меня есть к Вам несколько вопросов. |
Some | We had some problems. – У нас были некоторые проблемы. |
Some | I have got some money. – У меня есть какие-то деньги. |
Some | Can I give you some more cheese? – Вам дать еще сыра? |
Some | Some man wants to see you.
Какой-то человек хочет встретиться с Вами. |
Some | Where are the new books? There are some on the shelf.
Где находятся новые книги? – Некоторые из них лежат на полке. |
Some | I need some paper to print the documents. Please, give me some.
Мне нужна бумага для печати документов. Дайте, пожалуйста, немного бумаги. |
Any | Any girl likes playing with dolls.
Любая девочка любит играть в куклы. |
Any | Have you got any coffee?
У Вас есть кофе? |
Any | Is there anything on the table?
Есть что-нибудь на столе? |
Any | I don’t have any money.
У меня нет каких-либо денег. |
One | One never knows what may happen.
Никто никогда не знает, что может случиться. |
One | One must always do one’s duty.
Всегда нужно выполнять свой долг. |
One | This book is more interesting than the one we read last week.
Эта книга, которую мы прочитали, более интересная, чем та, что мы читали на прошлой неделе. |
Как и следует из представленной таблицы, неопределенные местоимения могут использоваться в различных речевых ситуациях и не только заменять именные части речи (что присуще любым местоимениям), но и быть вспомогательными словами. При этом отрицательные местоимения могут и не переводиться на русский язык, а являться вспомогательными частями речи. Конечно, все нюансы их использования сложно описать в пределах одной статьи: ведь в немалой степени это зависит и от конкретной речевой ситуации, эмоциональной экспрессии и иных аспектов построения устных или письменных высказываний. Овладение этими принципами происходит лишь в процессе постоянного соприкосновения с английским языком в процессе его изучения. В то же время хотелось бы подчеркнуть, что это – вовсе не сложно, как может показаться со стороны: напротив, одна из функций местоимений – именно облегчить построение речи и ее понимание, и Вы легко убедитесь в этом сами. Возможно, что Вы приобретете навык использования этих слов и в процессе самостоятельной работы, а если что-то окажется сложным, то наши преподаватели с удовольствием Вам помогут и поделятся своим опытом.
Дополнительное упражнение по теме № 1 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | I must go. I have ___ homework to do. | ||
a. some | b. any | c. one | |
2. | Do you like this dress? No, I preferred the other ______ . | ||
a. some | b. any | c. one | |
3. | Would you like ___ more tea? | ||
a. some | b. any | c. one | |
4. | Does he need ___ stamps? | ||
a. some | b. any | c. one | |
5. | Those are lovely scarves. I think I’ll buy ___. | ||
a. some | b. any | c. one | |
6. | I refused to give them ___ money. | ||
a. some | b. any | c. one | |
7. | ___ would think the airlines would have to close down. | ||
a. Some | b. Any | c. One | |
8. | Could I have ___ sugar, please? | ||
a. some | b. any | c. one | |
9. | It isn’t good for ___ to be late all the time | ||
a. some | b. any | c. one | |
10. | She finished the test without ___ difficulty. | ||
a. some | b. any | c. one | |
11. | Those donuts look delicious; I think I’ll pick this ___. | ||
a. some | b. any | c. one | |
12. | The yellow car is fast, but I think the blue ___ will win. | ||
a. some | b. any | c. one | |
13. | My brother can’t speak ___ Chinese. | ||
a. some | b. any | c. one | |
14. | Ann should eat ___ fresh fruit. | ||
a. some | b. any | c. one | |
15. | We’ve missed the train to Brighton. When is the next ___? | ||
a. some | b. any | c. one | |
16. | There aren’t ___ boys in my family. | ||
a. some | b. any | c. one | |
17. | What flavour ice-cream is that? Rasberry ___. | ||
a. some | b. any | c. one | |
18. | There aren’t ___ folders in my bag. | ||
a. some | b. any | c. one | |
19. | You have ___ butter on your chin. | ||
a. some | b. any | c. one | |
20. | You can come and ask for my help ___ time. | ||
a. some | b. any | c. one |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | ||
Choose the correct answer: | ||
1. | There was ___ notebook on the table, but the office was empty. | |
a. someone | b. someone’s | |
2. | I can see ___ coming. | |
a. someone | b. someone’s | |
3. | One must learn from ___ mistakes. | |
a. one | b. one’s | |
4. | Whose umbrella is this? – I don’t know. It can be ___. | |
a. anyone’s | b. anyone | |
5. | Susie has ___ staying with her. | |
a. someone | b. someone’s | |
6. | Does ___ know the answer? | |
a. anyone’s | b. anyone | |
7. | This dog doesn’t seem astray. It should be ___. | |
a. someone | b. someone’s | |
8. | I’m making myself a cup of tea. Would you like ______? | |
a. one | b. one’s | |
9. | Who does this handwriting belong to? – It might be ___. | |
a. anyone | b. anyone’s | |
10. | Who is Simon?
The _____ who is married to Lindsey. |
|
a. one | b. one’s | |
11. | ___ bag was lying on the sand. | |
a. Someone’s | b. Someone | |
12. | He doesn’t know ___ here. | |
a. anyone’s | b. anyone | |
13. | Which is your car? The red ______ over there. | |
a. one | b. one’s | |
14. | Do you know ___ who comes from China? | |
a. anyone’s | b. anyone | |
15. | I don’t want to be responsible for ___ mistake. | |
a. someone | b. someone’s | |
16. | I’d like a new job, a better-paid ______ . | |
a. one | b. one’s | |
17. | It isn’t ___ fault. It was an accident. | |
a. anyone’s | b. anyone | |
18. | Is there ___ who plays tennis in your class? | |
a. anyone’s | b. anyone | |
19. | ___ deeds should be louder than words. | |
a. one | b. one’s | |
20. | ___ is sleeping in my bed. | |
a. Someone | b. Someone’s |
Тесты и упражнения
Beginner
Перед началось выполнения заданий, ознакомьтесь с Содержанием.
- Упражнения на Неопределенные местоимения some и any — A1
- Упражнения на производные от some, any, no — A1
- Упражнения на both, neither, all, none — A1
- Упражнения на перевод предложений с количественными местоимениями