Если кто-то из Вас в школе изучал английский язык, то Вы, наверно, помнете, что самым распространенным окончанием в глаголах являлось окончание –ing. В принципе, это действительно так: по сравнению с другими окончаниями, приставками и суффиксами это окончание является наиболее часто употребляемым, поскольку служит для образования различных форм глагола и выражения оттенков его лексического значения относительно контекста высказывания. Однако многие люди часто путают, в каких же именно случаях это окончание ставить нужно, а в каких – нет, и это влечет за собой различные ошибки, которые нередко приводят к неправильному пониманию смысла предложения (особенно общаясь с иностранцами).
Так каковы же критерии и принципы использования окончания –ing? Прежде всего, оно используется для образования продолженных времен:
- Present Continuous – настоящего продолженного времени,
- Past Continuous – прошедшего продолженного времени,
- Future Continuous – будущего продолженного времени.
Например, в предложении I am reading a new book now (Сейчас я читаю новую книгу.) окончание -ing на конце глагола read использовано потому, что сказуемое в предложении находится в настоящем продолженном времени, а в предложении Tomorrow I will be waiting for him at the office (Я буду ждать его завтра в офисе) такое окончание в глаголе wait употреблено потому, что он находится в будущем продолженном времени.
Существуют и другие грамматические ситуации, когда используется окончание –ing:
- при образовании отглагольных имен существительных,
- при образовании причастий настоящего времени,
- при образовании деепричастий настоящего времени,
- при постановке глагола настоящего времени в страдательный залог.
Например, существительное “feeling” («интуиция», «чувство») образовано от глагола to feel («чувствовать»), а выражение “discussing the lecture” («обсуждая лекцию») является деепричастным оборотом, где “discussing” является деепричастием, образованным от глагола to discuss («обсуждать»).
Однако, помимо владения критериями употребления окончания –ing, необходимо знать правила его правописания и произношения в глаголах: хотя окончание –ing (как и другие окончания) в большинстве случаев пишется на конце слова, существуют некоторые частные случаи, при которых правописание глагола будет несколько изменено. Мы эти моменты поместили в таблицу, в которой также привели конкретные примеры.
Особенности употребления окончания
–ing |
Примеры |
Если начальная форма глагола оканчивается на непроизносимую –e, то она опускается (за исключением случаев, когда на конце слова стоят две буквы –e, одна из которых произносится как [i:], например, to agree – agreeing). |
to make – making |
Если начальная форма глагола оканчивается на одиночную согласную с предшествующим ударным кратким гласным звуком, то эта согласная удваивается. |
to put – putting |
Если начальная форма оканчивается на –r, и последний слог ударный и не имеет дифтонга, то –r удваивается. |
to prefer – preferring |
Если начальная форма оканчивается на –l с предшествующим кратким гласным, то –l удваивается. |
to install – installing |
Если начальная форма оканчивается на –ie, то оно заменяется на –y. | to lie – lying |
Следовательно, употребление этого окончания на конце глаголов зависит, прежде всего, от их начальной формы, т.е. той, которая отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?» и представлена в словарях. При этом необходимо обратить внимание не только на буквенный состав начальной формы, но и на ее произношение. Поэтому, если у Вас имеются какие-то сомнения относительно того, как произносится это слово, найдите в англо-русском словаре начальную форму этого глагола, обратив внимание на транскрипцию, и выберите соответствующее правило постановки окончания. В то же время существуют и фонетические правила произношения слов в зависимости от их строения, количества и вида слогов. С этими правилами также можно подробнее познакомиться в процессе изучения языка. И, конечно же, хотелось бы подчеркнуть, что наши педагоги с радостью готовы ответить на все возникшие у Вас вопросы и по-настоящему помочь Вам в изучении языка.
Дополнительное упражнение по теме № 1 | ||
Choose the correct answer: | ||
1. | There’s no bread on the ___ list. Why did you buy it? | |
a. shopping | b. shoping | |
2. | I’m worried about ___ mistakes. | |
a. makeing | b. making | |
3. | We arrived in Madrid after___ all night. | |
a. driving | b. driveing | |
4. | ___ causes cancer. | |
a. smokeing | b. smoking | |
5. | He admitted ___ driven too fast. | |
a. having | b. havying | |
6. | There’s a real reason for ___ the contest. | |
a. wining | b. winning | |
7. | They miss ___ with their friends. | |
a. playing | b. plaieing | |
8. | ___ is what we usually do on a Sunday. | |
a. sleepping | b. sleeping | |
9. | Jenny is afraid of __. | |
a. flieing | b. flying | |
10. | Garth is good at ___ jokes. | |
a. telling | b. teling | |
11. | Peter always puts off ___ his room. | |
a. cleanning | b. cleaning | |
12. | I don’t mind ___ earlier if it helps. | |
a. comeing | b. coming | |
13. | I’ve got used to ___ in Eastbourne. | |
a. living | b. liveing | |
14. | ___ is one of my hobbies. | |
a. Traveling | b. Travelling | |
15. | He saw a woman ___ on the floor. | |
a. lying | b. lieing | |
16. | I am looking forward to ___ you again soon. | |
a. seing | b. seeing | |
17. | ___ is good for your health. | |
a. Swimming | b. Swiming | |
18. | ___ is impossible on this sandy ground. | |
a. Cycleing | b. Cycling | |
19. | Eric appreciated ___ a birthday card from his mother. | |
a. getting | b. geting | |
20. | He dreams of ___ an actor. | |
a. becomeing | b. becoming |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | |
Complete the sentences putting the adjectives in brackets in the comparative degree form: | |
1. | What is the gerund formed from «travel»? |
Answer: travelling | |
2. | What is the gerund formed from «please»? |
Answer: pleasing | |
3. | What is the gerund formed from «hop»? |
Answer: hopping | |
4. | What is the gerund formed from «judge»? |
Answer: judging | |
5. | What is the gerund formed from «fry»? |
Answer: frying | |
6. | What is the gerund formed from “enjoy”? |
Answer: enjoying | |
7. | What is the gerund formed from “put”? |
Answer: putting | |
8. | What is the gerund formed from “rain”? |
Answer: raining | |
9. | What is the gerund formed from” rob”? |
Answer: robbing | |
10. | What is the gerund formed from “begin”? |
Answer: beginning | |
11. | What is the gerund formed from “die”? |
Answer: dying | |
12. | What is the gerund formed from “carry”? |
Answer: carrying | |
13. | What is the gerund formed from “stop”? |
Answer: stopping | |
14. | What is the gerund formed from “occur”? |
Answer: occurring | |
15. | What is the gerund formed from “stand”? |
Answer: standing | |
16. | What is the gerund formed from “hit”? |
Answer: hitting | |
17. | What is the gerund formed from “write”? |
Answer: writing | |
18. | What is the gerund formed from “go”? |
Answer: going | |
19. | What is the gerund formed from “jump”? |
Answer: jumping | |
20. | What is the gerund formed from “run”? |
Answer: running |
Тесты и упражнения
Beginner
Упражнения на Present Continuous
Elementary
Упражнения на Present Continuous