Грамматика

Притяжательный падеж имен существительных

            Притяжательный падеж – это такая форма имени существительного, которая указывает, что предмет кому-то или чему-то принадлежит. Существительные в притяжательном падеже отвечают на вопросы:

  • чей?
  • чья?
  • чье?
  • чьи?

Т.е., если мы хотим сказать, что кому-либо или чему-либо принадлежит тот или иной предмет (или группа предметов), мы должны использовать притяжательный падеж. Такого падежа в русском языке нет, однако он образуется очень легко, и никаких сложностей здесь нет. Для того чтобы образовать притяжательный падеж имен существительных, необходимо лишь воспользоваться апострофом (‘) и окончанием –s. При этом необходимо обратить внимание, принадлежит указанный предмет одному или нескольким предметам. Например: «машина друга» или «машина друзей». Дело в том, что притяжательная падежная форма образуется немного по-разному для единственного и для множественного числа. Чтобы это легче было понять, мы привели наглядные примеры и поместили их в таблицу.

Единственное число Множественное число
Father’s computer (компьютер отца) Doctors’ society (сообщество врачей)
Student’s food (еда студента) Friends’ party (вечеринка друзей)
Ann’s umbrella (зонт Анны) Foreigners’ review (отзыв иностранцев)
Musician’s violin (скрипка музыканта) Artists’ traditions (традиции художников)
President’s speech (речь президента) Pilots’ cabin (кабина пилотов)

Как Вы, наверно, и поняли из приведенной таблицы, единственное число  в форме притяжательного падежа образуется с помощью апострофа на конце существительного и окончания –s, которое пишется раздельно со словом, а множественное число – путем слитного написания окончания –s вместе со словом, после чего ставится апостроф. Также окончание –s и апостроф в значении притяжательного падежа прибавляется к таким словам, как «ежедневный» (например, график), «помесячная» (оплата). Например:

  • A day’s schedule,
  • A month’s payment.

При этом после существительного в притяжательном падеже артикль перед следующим словом, обозначающим, какой именно предмет принадлежит, артикль не ставится. Например: sister’s book (книга сестры). Дело в том, что артикль существует для обозначения того, что перед нами – именно существительное, т.е. слово, обозначающее предмет. Но зачем же это обозначать еще раз, если мы, употребляя притяжательный падеж, и так уже тем самым показываем, чему/кому принадлежит какой-то именно предмет? То есть, и без артикля понятно, что принадлежать может только предмет, который выражается лишь именем существительным.

Однако существует еще одна форма выражения притяжательности, которая может быть выражена не с помощью апострофа и окончания –s, а с использованием предлога of. Например, the beginning of the trip («начало путешествия»). При этом с позиций русского языка слово «путешествия» находится в родительном падеже, но, поскольку косвенных падежей (и родительного, в том числе) в привычном нам понимании не существует,  а речь идет о принадлежности слова «начало» к слову «путешествие» по смыслу, то можно говорить, что это – одна из разновидностей притяжательного падежа. Тем не менее, обратите внимание: таким образом можно выразить лишь принадлежность чего-либо какому-то неодушевленному предмету. Если же речь идет о человеке, необходимо использовать только описанную выше форму притяжательного падежа с окончанием –s и апострофом.

И, наконец, когда и то, чему что-то принадлежит, и принадлежащий предмет выражены конкретными объектами, принадлежность может быть показана путем постановки существительного, называющего «владельца», перед существительным, называющим предмет, которым владеют. Например:

  • a tree leaf (лист дерева),
  • a room window (окно комнаты),
  • bank documents (документ банка).

Такие словосочетания показывают, например, что лист принадлежит дереву, окно – комнате, а документы – банку.

Однако, безусловно, английский, как и всякий другой живой язык, является динамичным и развивающимся лингвистическим явлением, и описать его каким-то сухим языком сводов и правил невозможно: многое зависит и от смысла сказанного, и от строения предложения, и от стиля речи. Невольно возникает вопрос: а как же именно необходимо поступить с тем, чтобы правильно выражать значения между словами? Ответ здесь лишь один: это приходит с опытом в результате систематической работы с текстами на английском языке и собственному общению на нем. Переводите, слушайте, старайтесь понять – и результат не заставит себя долго ждать. А наши преподаватели с удовольствием помогут Вам качественно овладеть английским языком и научить Вас свободному общению на нем.

 

Дополнительное упражнение по теме № 1
Choose the correct answer:
1. What is your ___ name?
  a. husband’s b. husbands’
2. Don’t touch the ___ tail.
  a. dog’s b. dogs’
3. The room of my ___ is the biggest in our house.
  a. brother’s b. brother
4. We were in a delight of ___ house.
  a. Jacksons’ b. Jacksons’s
5. ___ books are very bright and colorful.
  a. Childrens’ b. Children’s
6. ___ wedding is appointed on the first of October
  a. Richard and Sally’s b. Richard’s and Sally’s
7. The ___ windows are always open during the day.
  a. room b. room’s
8. Our job is to collect the ___ leafs.
  a. tea tree b. tea tree’s
9. The door of the ___ was broken.
  a. building b. building’s
10. The author didn’t tell the name ___.
  a. of his new book b. his new book’s
11. He is the most famous ___ owner now.
  a. restaurant b. restaurant’s
12. The beginning of each ___ is a busy time in our office.
  a. month b. month’s
13. The top ___ is covered by lush forest.
  a. hill’s b. of the hill
14. Do you believe in ___ promise to increase pensions?
  a. government’s b. governments’
15. We expected the success ___ soon.
  a. of the company b. company’s
16. Do you know the name of ___ prime minister?
  a. Italy’s b. Italy
17. The ___ population is decreasing at the moment.
  a. world b.  worlds’
18. Do you remember ___ concert?
  a. yesterday’s b. yesterday
19. ___ workouts are especially difficult for me.
  a. Mondays’ b. Monday
20. They are planning a ___ trip after wedding.
  a. week’s b.week

 

 

Дополнительное упражнение по теме № 2
Choose the correct answer:
1. They say ___ daughter is very pretty.
  a. Charles’s b. Charles’
2. We are invited to our ___ garden for lunch.
  a. neighbours’s b. neighbours’
3. The office is on the third floor of ___.
  a. the building b. building’s
4. ___ hair is long and curly.
  a. Jill’s b. Jill
5. I fancy going to ___ birthday party.
  a. Catherine’s b. Catherine
6. Do you know the surname of ___ living next door?
  a. the man b. man’s
7. It’s about ___ walk from my house to school.
  a. five minutes’s b. five minutes’
8. ___ children are very noisy but I like them very much.
  a. Chris’s b. Chris’
9. ___ newspapers aren’t sold today.
  a. Yesterday’s b. Yesterday
10. Students were told to write their names at the top of ___.
  a. the page b. the page’s
11. I was really impressed by the car of ___.
  a. Gerry’s parents b. parents of Gerry
12. He can’t understand the meaning ___.
  a. of this expression b. this expression’s
13. ___ economic policy isn’t supported by many people.
  a. Government’s b. Governments’
14. ___ clothes is a great industry of fashion.
  a. Women’s b. Womens’
15. In the XIX century there were schools only for ___.
  a. boys b. boys’
16. I think ___ magazines are silly. I don’t like them.
  a. fashion b. fashion’s
17. Unfortunately ____ flight has been cancelled.
  a. tomorrow’s b. tomorrow
18. Many people consider ___ weather rather depressing.
  a. Britain’s b. Britain
19. The ___ main industry is engineering.
  a. regions’ b. region’s
20. Last night she had ___ sleep because of the stomachache.
  a. two hours’ b. two hour’s

 

Тесты и упражнения

Beginner

  1. Упражнения на Притяжательный падеж — A1 (Упражнения лучше начинать с одушевленных существительных)
  2. Упражнения на перевод предложений с притяжательным падежом (Доступ по подписке)
  3. Упражнения на перевод предложений с притяжательными местоимениями и существительными в притяжательном падеже

Elementary

Упражнения на притяжательный падеж