Притяжательный падеж – это такая форма имени существительного, которая указывает, что предмет кому-то или чему-то принадлежит. Существительные в притяжательном падеже отвечают на вопросы:
- чей?
- чья?
- чье?
- чьи?
Т.е., если мы хотим сказать, что кому-либо или чему-либо принадлежит тот или иной предмет (или группа предметов), мы должны использовать притяжательный падеж. Такого падежа в русском языке нет, однако он образуется очень легко, и никаких сложностей здесь нет. Для того чтобы образовать притяжательный падеж имен существительных, необходимо лишь воспользоваться апострофом (‘) и окончанием –s. При этом необходимо обратить внимание, принадлежит указанный предмет одному или нескольким предметам. Например: «машина друга» или «машина друзей». Дело в том, что притяжательная падежная форма образуется немного по-разному для единственного и для множественного числа. Чтобы это легче было понять, мы привели наглядные примеры и поместили их в таблицу.
Единственное число | Множественное число |
Father’s computer (компьютер отца) | Doctors’ society (сообщество врачей) |
Student’s food (еда студента) | Friends’ party (вечеринка друзей) |
Ann’s umbrella (зонт Анны) | Foreigners’ review (отзыв иностранцев) |
Musician’s violin (скрипка музыканта) | Artists’ traditions (традиции художников) |
President’s speech (речь президента) | Pilots’ cabin (кабина пилотов) |
Как Вы, наверно, и поняли из приведенной таблицы, единственное число в форме притяжательного падежа образуется с помощью апострофа на конце существительного и окончания –s, которое пишется раздельно со словом, а множественное число – путем слитного написания окончания –s вместе со словом, после чего ставится апостроф. Также окончание –s и апостроф в значении притяжательного падежа прибавляется к таким словам, как «ежедневный» (например, график), «помесячная» (оплата). Например:
- A day’s schedule,
- A month’s payment.
При этом после существительного в притяжательном падеже артикль перед следующим словом, обозначающим, какой именно предмет принадлежит, артикль не ставится. Например: sister’s book (книга сестры). Дело в том, что артикль существует для обозначения того, что перед нами – именно существительное, т.е. слово, обозначающее предмет. Но зачем же это обозначать еще раз, если мы, употребляя притяжательный падеж, и так уже тем самым показываем, чему/кому принадлежит какой-то именно предмет? То есть, и без артикля понятно, что принадлежать может только предмет, который выражается лишь именем существительным.
Однако существует еще одна форма выражения притяжательности, которая может быть выражена не с помощью апострофа и окончания –s, а с использованием предлога of. Например, the beginning of the trip («начало путешествия»). При этом с позиций русского языка слово «путешествия» находится в родительном падеже, но, поскольку косвенных падежей (и родительного, в том числе) в привычном нам понимании не существует, а речь идет о принадлежности слова «начало» к слову «путешествие» по смыслу, то можно говорить, что это – одна из разновидностей притяжательного падежа. Тем не менее, обратите внимание: таким образом можно выразить лишь принадлежность чего-либо какому-то неодушевленному предмету. Если же речь идет о человеке, необходимо использовать только описанную выше форму притяжательного падежа с окончанием –s и апострофом.
И, наконец, когда и то, чему что-то принадлежит, и принадлежащий предмет выражены конкретными объектами, принадлежность может быть показана путем постановки существительного, называющего «владельца», перед существительным, называющим предмет, которым владеют. Например:
- a tree leaf (лист дерева),
- a room window (окно комнаты),
- bank documents (документ банка).
Такие словосочетания показывают, например, что лист принадлежит дереву, окно – комнате, а документы – банку.
Однако, безусловно, английский, как и всякий другой живой язык, является динамичным и развивающимся лингвистическим явлением, и описать его каким-то сухим языком сводов и правил невозможно: многое зависит и от смысла сказанного, и от строения предложения, и от стиля речи. Невольно возникает вопрос: а как же именно необходимо поступить с тем, чтобы правильно выражать значения между словами? Ответ здесь лишь один: это приходит с опытом в результате систематической работы с текстами на английском языке и собственному общению на нем. Переводите, слушайте, старайтесь понять – и результат не заставит себя долго ждать. А наши преподаватели с удовольствием помогут Вам качественно овладеть английским языком и научить Вас свободному общению на нем.
Дополнительное упражнение по теме № 1 | ||
Choose the correct answer: | ||
1. | What is your ___ name? | |
a. husband’s | b. husbands’ | |
2. | Don’t touch the ___ tail. | |
a. dog’s | b. dogs’ | |
3. | The room of my ___ is the biggest in our house. | |
a. brother’s | b. brother | |
4. | We were in a delight of ___ house. | |
a. Jacksons’ | b. Jacksons’s | |
5. | ___ books are very bright and colorful. | |
a. Childrens’ | b. Children’s | |
6. | ___ wedding is appointed on the first of October | |
a. Richard and Sally’s | b. Richard’s and Sally’s | |
7. | The ___ windows are always open during the day. | |
a. room | b. room’s | |
8. | Our job is to collect the ___ leafs. | |
a. tea tree | b. tea tree’s | |
9. | The door of the ___ was broken. | |
a. building | b. building’s | |
10. | The author didn’t tell the name ___. | |
a. of his new book | b. his new book’s | |
11. | He is the most famous ___ owner now. | |
a. restaurant | b. restaurant’s | |
12. | The beginning of each ___ is a busy time in our office. | |
a. month | b. month’s | |
13. | The top ___ is covered by lush forest. | |
a. hill’s | b. of the hill | |
14. | Do you believe in ___ promise to increase pensions? | |
a. government’s | b. governments’ | |
15. | We expected the success ___ soon. | |
a. of the company | b. company’s | |
16. | Do you know the name of ___ prime minister? | |
a. Italy’s | b. Italy | |
17. | The ___ population is decreasing at the moment. | |
a. world | b. worlds’ | |
18. | Do you remember ___ concert? | |
a. yesterday’s | b. yesterday | |
19. | ___ workouts are especially difficult for me. | |
a. Mondays’ | b. Monday | |
20. | They are planning a ___ trip after wedding. | |
a. week’s | b.week |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | ||
Choose the correct answer: | ||
1. | They say ___ daughter is very pretty. | |
a. Charles’s | b. Charles’ | |
2. | We are invited to our ___ garden for lunch. | |
a. neighbours’s | b. neighbours’ | |
3. | The office is on the third floor of ___. | |
a. the building | b. building’s | |
4. | ___ hair is long and curly. | |
a. Jill’s | b. Jill | |
5. | I fancy going to ___ birthday party. | |
a. Catherine’s | b. Catherine | |
6. | Do you know the surname of ___ living next door? | |
a. the man | b. man’s | |
7. | It’s about ___ walk from my house to school. | |
a. five minutes’s | b. five minutes’ | |
8. | ___ children are very noisy but I like them very much. | |
a. Chris’s | b. Chris’ | |
9. | ___ newspapers aren’t sold today. | |
a. Yesterday’s | b. Yesterday | |
10. | Students were told to write their names at the top of ___. | |
a. the page | b. the page’s | |
11. | I was really impressed by the car of ___. | |
a. Gerry’s parents | b. parents of Gerry | |
12. | He can’t understand the meaning ___. | |
a. of this expression | b. this expression’s | |
13. | ___ economic policy isn’t supported by many people. | |
a. Government’s | b. Governments’ | |
14. | ___ clothes is a great industry of fashion. | |
a. Women’s | b. Womens’ | |
15. | In the XIX century there were schools only for ___. | |
a. boys | b. boys’ | |
16. | I think ___ magazines are silly. I don’t like them. | |
a. fashion | b. fashion’s | |
17. | Unfortunately ____ flight has been cancelled. | |
a. tomorrow’s | b. tomorrow | |
18. | Many people consider ___ weather rather depressing. | |
a. Britain’s | b. Britain | |
19. | The ___ main industry is engineering. | |
a. regions’ | b. region’s | |
20. | Last night she had ___ sleep because of the stomachache. | |
a. two hours’ | b. two hour’s |
Тесты и упражнения
Beginner
- Упражнения на Притяжательный падеж — A1 (Упражнения лучше начинать с одушевленных существительных)
- Упражнения на перевод предложений с притяжательным падежом (Доступ по подписке)
- Упражнения на перевод предложений с притяжательными местоимениями и существительными в притяжательном падеже
Elementary
Упражнения на притяжательный падеж