Притяжательные местоимения – это такие местоимения, которые обозначают принадлежность предмета кому-либо или чему-либо и отвечают на вопросы:
- чей?
- чья?
- чье?
- чьи?
Это – такие каждому из нас знакомые слова, как «мой», твой», «ваш», «его», «наш», «ее», «их» и им подобные.
Более всего притяжательные местоимения похожи на личные и от них, собственно, и образованы. Говоря иными словами, это – личные местоимения, которые находятся в притяжательном падеже и обозначают принадлежность. Однако в настоящее время среди лингвистов существуют два мнения по этому вопросу: одни из них полагают, что это – именно личные местоимения в притяжательном падеже, а другие считают, что притяжательные местоимения – это особая группа местоимений. И та, и другая точка зрения являются по-своему верными. Так, например, притяжательные местоимения имеют категорию лица (первое, второе или третье) и числа (единственного или множественного), как, собственно, и личные. Но в отличие от них они могут находиться в объектном падеже (в той форме, которая выражает значение косвенных падежей, например, дательного (Give me this book. – Дайте мне эту книгу.)), а также имеют особую форму, которая обозначает принадлежность при отсутствии существительного, определяющего принадлежащий предмет (That is your cup, and this is the mine one. – То – Ваша чашка, а эта – моя.).
Мы составили таблицу, в которую поместили все притяжательные местоимения именительного падежа, расположив их по лицам и числам.
Единственное число | Множественное число | ||
1 лицо | my [mai] – мой, моя, мое, мои | 1 лицо | Our [auə] – наш, наша, наше, наши |
2 лицо | Your [jo:] – твой, твоя, твое, твои (Ваш, Ваша, Ваше, Ваши) |
2 лицо |
Your [ju:] – ваш, ваша, ваше, ваши |
3 лицо | His [hiz] – его
Her [hio:] – ее Its [its] – его (о неодушевленных предметах или животных) |
3 лицо |
Their [zəə] – их |
Очевидно, что практически все они и по форме, и по произношению напоминают личные местоимения. А такие слова, как my, you и our передают значение мужского, женского, среднего родов и вежливой формы второго лица, которые в английском языке отсутствуют. Это – еще одно подтверждение тому, что английский язык более универсален среди других, что и позволило именно его выбрать в качестве средства международного общения.
Хотя в английском языке и не существует такого понятия, как косвенный падеж (родительный, дательный, винительный, творительный и предложный, т.е. все, кроме именительного), отношения между предметами в значениях косвенных падежей тоже могут быть выражены притяжательным местоимением. Для этого существует особая форма – она употребляется перед существительным, обозначающим принадлежащий кому-то или чему-то предмет. Притяжательные местоимения в этой форме мало чем отличаются от своей начальной формы, но для того, чтобы помочь нашим читателям лучше представить то, какую форму эти слова приобретают в объектном падеже, мы также их поместили в таблицу. Сюда также мы поместили и примеры местоимений, которые, наоборот, используются при отсутствии определяемого существительного.
Начальная форма притяжательного местоимения |
Форма притяжательного местоимения в значении косвенных падежей | Форма притяжательного местоимения при отсутствии существительного, определяющего принадлежащий предмет |
My | Me (мне, для меня) | Mine – мой, моя, мое, мои |
Your | you | Yours – твой, твоя, твое, твои (ваш, ваша, ваше, ваши) |
His | Him (ему) | His (его) |
Her | her | Hers (ее) |
Its | its | Its (его – о неодушевленных предметах или животных) |
Our | Us (нам) | Ours – наш, наша, наше, наши |
their | Them (им) | Theirs – их |
Например:
- Tell me about your family, please. – Расскажите мне, пожалуйста, о Вашей семье.
- I returned him the disk. – Я вернул ему диск.
- To listen to this opera is always a pleasure for us. – Слушать эту оперу – всегда большое удовольствие для нас.
- You must call them and ask about the classes schedule for tomorrow. – Ты должен позвонить им и узнать расписание занятий на завтра.
В то же время приведенная таблица и конкретные примеры не означают, что речь идет о «склонении местоимений» по падежам: во-первых, повторимся, в английском языке нет косвенных падежей, и, во-вторых, как видно даже из представленного описания, не все местоимения имеют особые формы, и они используются в значении не всех падежей. То есть это – скорее исключение, чем правило.
Несмотря на то, что на первый взгляд все эти местоимения могут показаться чем-то запутанным или даже в какой-то мере двусмысленным, хотелось бы отметить, что сложного здесь ничего нет. Более того, изучая английский язык даже на начальном этапе, Вы вскоре и сами поймете практические принципы употребления притяжательных местоимений и будете сами свободно их использовать. А наши преподаватели всегда Вам в этом помогут!
Дополнительное упражнение по теме № 1 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | I called ___ several times, but he didn’t answer the phone. | ||
a. him | b. his | c. he | |
2. | Where are ___ friends now? | ||
a. your | b. yours | c. you | |
3. | The pictures are ___. | ||
a. her | b. hers | c. she | |
4. | ___ company builds ships. | ||
a. Him | b. His | c. He | |
5. | My wife and I love sweets. These sweets are for ___. | ||
a. us | b. our | c. we | |
6. | This cat is ___. | ||
a. our | b. ours | c. us | |
7. | We want to see Peggy and ___ family next winter. | ||
a. her | b. hers | c. she | |
8. | On the left you can see Simon. ___ is my brother. | ||
a. him | b. his | c. he | |
9. | Here is a postcard from ___ friend Jane. | ||
a. me | b. my | c. I | |
10. | Our dog is a girl, Judy. ___ is two years old. | ||
a. it | b. its | c. he | |
11. | This was not my fault. It was ___. | ||
a. you | b. your | c. yours | |
12. | My grandparents live in London. ___ often come and see us. | ||
a. them | b. their | c. they | |
13. | The luggage is ___. | ||
a. him | b. his | c. he | |
14. | What can ___ tell me about your family? | ||
a. you | b. your | c. yours | |
15. | In our garden is a bird. The nest is ___. | ||
a. it | b. its | c. he | |
16. | The toy truck is for ___. | ||
a. him | b. his | c. he | |
17. | We met Paul and Jane last night. This house is ___. | ||
a. them | b. their | c. theirs | |
18. | We like to see the photos. Please show them to ___. | ||
a. us | b. our | c. we | |
19. | Here is another souvenir. I don’t know what to do with ___. | ||
a. it | b. its | c. he | |
20. | These postcards are for ___. | ||
a. them | b. their | c. they |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | Sam wants the rubber. Please give it to ___. | ||
a. him | b. his | c. he | |
2. | Can ___ help my sister and me, please? | ||
a. you | b. your | c. yours | |
3. | I want to see your test. Please show it to ___. | ||
a. me | b. my | c. I | |
4. | The rabbit is white. ___ cage is in the garden. | ||
a. It’s | b. Its | c. He | |
5. | We don’t know the way to the church. Can you help ___? | ||
a. us | b. our | c. we | |
6. | Are ___ from England? | ||
a. you | b. your | c. yours | |
7. | Father is in the living room. Bring ___ the book. | ||
a. him | b. his | c. he | |
8. | ___ are swimming in the pool. | ||
a. them | b. their | c. they | |
9. | I cannot help ___, Betty. I have other work to do. | ||
a. you | b. your | c. yours | |
10. | Nick Baker has got a sister. ___ name is Debbie. | ||
a. her | b. hers | c. she | |
11. | Sandra and Jenny are friends. ___ school is in Chester. | ||
a. them | b. their | c. theirs | |
12. | The children are thirsty. Give ___ a glass of water. | ||
a. them | b. their | c. theirs | |
13. | Despite the old age, ___ is very active. | ||
a. him | b. his | c. he | |
14. | My friend Tom lives in London. This is a parcel from ___. | ||
a. him | b. his | c. he | |
15. | We came across a friend of ___ at the mall yesterday. | ||
a. our | b. ours | c. us | |
16. | Where is the mouse? I can’t see ___. | ||
a. it | b. its | c. he | |
17. | ___ enjoyed themselves a lot at the cocktail party. | ||
a. Them | b. Their | c. They | |
18. | My brother always washes ___ new car on Sunday. | ||
a. him | b. his | c. he | |
19. | These clothes are for poor children. Can you take ___ to the Red Cross? | ||
a. them | b. their | c. it | |
20. | This house is too expensive for ___. We can’t pay such a high rent. | ||
a. us | b. our | c. we |