Как мы уже знаем, имя существительное – это такая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?» или «что?». Однако не все существительные по своему значению и грамматическим особенностям одинаковы, прежде всего, потому, что предметов – множество, и сами предметы по себе – совершенно разные.
Одной из основных грамматических особенностей имени существительного является постановка перед ним артикля – определенного (the) или неопределенного (a или an). Однако артикли a или an не ставятся не перед каждым словом лишь только потому, что оно обозначает какой-то предмет. Так, например, он не ставится перед наименованиями тех из предметов, которые нельзя сосчитать, а можно только взвесить, оценить или измерить (например, вода, творог, масло, сок, правда, мыло, земля, человечество и т.п.). Такие слова тоже являются именами существительными и отвечают на вопрос «что?». Но эти существительные – неисчисляемые, те, которые нельзя сосчитать (исчислить).
Каковы же их особенности? И что именно отличает их от других имен существительных? Среди них необходимо отметить следующие.
- перед ними не ставится неопределенный артикль,
- от них нельзя образовать множественное число с окончаниями –s или –es,
- глагол, который с ними используется, находится только в единственном числе,
- для определения количества с неисчисляемыми существительными употребляется слово some в значении «некоторое количество».
Для того чтобы Вам было легче это представить, мы составили таблицу, в которую не только поместили описание таких слов, но и проиллюстрировали их конкретными примерами из «живого» английского языка.
Описание грамматических особенностей | Примеры |
К неисчисляемым существительным относятся: | |
Жидкости и то, что употребляется в пищу | Water, tea, coffee, juice, salt, pepper, chocolate
Вода, чай, кофе, сок, соль, перец, шоколад |
Материалы | Paper, wood, iron
Бумага, дерево, железо |
Названия языков | English, Russian, German, French
Английский, русский, немецкий, французский |
Отвлеченные понятия | Love, beauty, happiness, charm
Любовь, красота, счастье, очарование |
Прочие предметы, которые нельзя исчислить | Weather, furniture, money, rain
Погода, мебель, деньги, дождь |
Для обозначения количественного определения неисчисляемых существительных употребляются следующие и им подобные слова в составе конструкции “a… of…” | |
A glass (стакан) | A glass of juice (стакан сока) |
A piece (кусок) | A piece of paper (кусочек бумаги) |
A jar (банка) | A jar of honey (банка меда) |
A kilo (килограмм) | A kilo of sugar (килограмм сахара) |
A packet (пачка) | A packet of spaghetti (пачка макарон) |
A loaf (буханка) | A loaf of bread (буханка хлеба) |
Неисчисляемые существительные английского языка не ограничиваются приведенными примерами: их в современном языке очень много (как, собственно, и в русском языке тоже). Например, к ним можно отнести все химические вещества из системы периодических элементов, их соединения. Но это уже – скорее терминологическая узкоспециальная лексика. На начальном этапе задача изучающего язык – научиться распознавать по смыслу предложения (контексту) исчисляемые и неисчисляемые существительные. Отметим, что постановка их в множественное число или употребление неопределенного артикля является ошибкой и может повлечь неправильное понимание сказанного собеседником. Иногда в разговорном языке за рубежом множественное число неисчисляемых существительных, например, употребляется в пренебрежительном или саркастическом значении (Don’t bother me with your sugars – «Не надоедай мне со своими сахарами», когда, например, собеседник был рассержен тем, что в магазине не купили сахар).
Следовательно, эти особенности существительных, как и вся грамматика английского языка в целом, не могут быть «от и до» вмещены в пределах одной страницы и требуют детального и серьезного изучения. Однако нельзя не отметить, что сложного здесь тоже ничего нет: все эти навыки приобретаются достаточно быстро, для этого необходима постоянная личная речевая практика: чтение и прослушивание текстов, их перевод и по возможности общение на английском языке.
Не отрицая того, что все это можно делать самостоятельно, хотелось бы отметить, что наши преподаватели накопили очень богатый опыт по работе с людьми, только начинающими изучать язык, и с радостью готовы поделиться своим опытом с Вами!
Дополнительное упражнение по теме № 1 | ||
Choose the correct answer: | ||
1. | This news ___ very important. | |
a. is | b. are | |
2. | Your luggage ___ heavy. Please, let me help you! | |
a. is | b. are | |
3. | There ____ water in that pitcher. | |
a. is | b. are | |
4. | It ___ very useful information. Thank you! | |
a. is | b. are | |
5. | His progress ___ significant. | |
a. is | b. are | |
6. | The weather ___ sunny. | |
a. is | b. are | |
7. | We rented a flat. The furniture ___ provided. | |
a. was | b. were | |
8. | Much sugar ___ not good for your health. | |
a. is | b. are | |
9. | Sunlight ____ is required for plants to grow. | |
a. is | b. are | |
10. | Gold coins ___ found in his bag. | |
a. was | b. were | |
11. | Chess ___ a challenging game. | |
a. is | b. are | |
12. | Wood ___ a very good material for making tables. | |
a. is | b. are | |
13. | Honesty ___ the best policy. | |
a. is | b. are | |
14. | The money ___ on the table. | |
a. is | b. are | |
15. | There___ much rain in this area. | |
a. is | b. are | |
16. | Your advice ___ silly. I should never ask you again. | |
a. is | b. are | |
17. | There ___ snow on the ground. | |
a. is | b. are | |
18. | Japanese ___ not easy to learn. | |
a. is | b. are | |
19. | That piece of advice ___ very good. | |
a. was | b. were | |
20. | It ___ beautiful scenery! | |
a. is | b. are |
Дополнительное упражнение по теме № 2 | |||
Choose the correct answer: | |||
1. | Please give me ___. | ||
a. an ice | b. ices | c. some ice | |
2. | Jack asked ___. | ||
a. some water | b. waters | c. a water | |
3. | Athletics ___ an important part of the Olympic Games. | ||
a. are | b. were | c. is | |
4. | I usually buy ___ in this bakery. | ||
a. a bread | b. a load of bread | c. breads | |
5. | I am in Italy now for ___ first time. | ||
a. a/an | b. the | c. — | |
6. | That ___ the equipment we use for the project. | ||
a. were | b. is | c. are | |
7. | Add ___ to his coffee. He likes it sweet. | ||
a. a sugar | b. sugars | c. some sugar | |
8. | Soil ___ never tested here. | ||
a. are | b. were | c. is | |
9. | There is ___ in the fridge. | ||
a. a beer | b. beers | c. some beer | |
10. | The company’s machinery ___ exported into foreign countries. | ||
a. are | b. is | c. were | |
11. | Information about this computer ___ required to open the file. | ||
a. a/an | b. the | c. — | |
12. | Thank you very much for your time, ___ my dear! | ||
a. are | b. were | c. is | |
13. | Could you pass me ___? | ||
a. jams | b. a jar of jam | c. a jam | |
14. | It took me a lot of time to finish my ___ . | ||
a. homeworks | b. homework | c. a homework | |
15. | Knowledge of computer ___ necessary for most jobs today. | ||
a. is | b. are | c. were | |
16. | English __ spoken in many countries. | ||
a. are | b. were | c. is | |
17. | She gave me ___. | ||
a. an advice | b. advices | c. a piece of advice | |
18. | What good ___ we are having today! | ||
a. a weather | b. weathers | c. weather | |
19. | (in a shop) ___ of spaghetti, please. | ||
a. a packet | b. a piece | c. a jar | |
20. | This toy is made of ___. | ||
a. a plastic | b. plastics | c. plastic |
Тесты и упражнения
Beginner
- Упражнения на Существительные — Nouns — A1 (Упражнения внизу страницы)